«Вверх»: стар и млад
28 мая на наши экраны выходит новый анимационный фильм студий Walt Disney Pictures и Pixar Animation – приключенческая комедия «Вверх», снятая в новом для студий формате Disney Digital 3D™. Этот мультфильм уже успел потрясти воображение гостей Каннского фестиваля — по отзывам очевидцев, после окончания просмотра зал аплодировал стоя. Впервые «Disney» сделал своим героем 78-летнего старика, в компанию ему дала 9-летнего мальчика и отправила обоих в невероятное путешествие. У наших читателей будет эксклюзивная возможность посмотреть приключения героев чуть раньше общероссийского проката и получить призы-подарки — следите за анонсами и читайте текст под катом!))
Итак, продавец воздушных шариков Карл Фредриксен всю жизнь мечтал отправиться в далекое путешествие. Осуществить мечту он смог лишь в старости: привязав к своему домику тысячу шариков, Карл улетает в дебри Южной Америки. Вот только он не учел, что в случайные попутчики ему достанется юный следопыт Рассел, который поначалу превратит путешествие Карла в незабываемый кошмар. Но, пройдя испытание экзотическими местами и животными, старик и мальчик станут настоящими друзьями.
Карл и Рассел
Режиссёром фильма стал Пит Доктер, заслуженный ветеран Pixar. Главный герой «Вверх», Карл Фредриксен, продавец воздушных шариков и начинающий путешественник, говорит голосом легендарного актёра Эда Эснера, лауреата 7 премий «Эмми» и 5 «Золотых Глобусов». В России его озвучил не менее легендарный актер — Армен Джигарханян, который удивительно похож на Карла! «Я этого дедушку уже люблю, — смеется Армен Борисович. — Такие тонкие вещи подмечены аниматорами – просто удивительно! Будете смотреть мультфильм – обратите пристальное внимание на моего парня: у него глаза живые! Для настоящего искусства – кино это или театр – очень важны поступки. И мой герой совершает невероятные поступки! Вообще мне ужасно понравилось работать над этой картиной — я ведь очень люблю мультфильмы, по-детски люблю».
Армен Джигарханян в студии озвучания
Пит Доктер вместе с соавтором Бобом Питерсоном долго придумывали фантастический сюжет для мультфильма. «Иногда, в конце трудного дня, устав от людей и от всемирного хаоса, я представлял, как после кораблекрушения волны выносят меня на необитаемый остров в Тихом океане, — рассказывает Доктер. — Мы с Бобом начали играть с этой идеей и, скорее даже в шутку, придумали такого забавного старика, похожего на персонажей наших любимых карикатур Джорджа Бута в «Нью-Йоркере» или на героев Спенсера Трейси и Уолтера Мэттау – ворчливых, но тем не менее симпатичных. У нас родился образ дома, парящего в небе на воздушных шариках. Нам показалось, что он отражает наше стремление бежать от мира. Вскоре мы поняли, что главное в мире – это отношения между людьми; именно это предстояло узнать и Карлу».
«Пит первым набросал на бумаге образ ворчливого старика, держащего в руке разноцветные, весёлые воздушные шарики, — продолжает Питерсон. — Мы начали мозговой штурм, поскольку нам обоим понравилась мысль сделать главным героем пожилого человека. Это ведь случается не так уж часто, хотя старикам есть что порассказать».
Также режиссеры вдохновлялись и реальными стариками — ветеранами «Disney», с некоторыми из них им даже довелось пообщаться. И, конечно, черпали вдохновение из личного опыта. Что нам важно в путешествии — масса впечатлений или деталей? «Несколько лет назад мы с женой и детьми поехали в Европу, — вспоминает Доктер. — Жили в красивых отелях, потрясающе вкусно ели, гуляли по замкам – в общем, у нас было большое приключение. Однажды вечером мы зашли в маленькую забегаловку в парижском магазине. Ничего особенного там не делали, просто пили горячий шоколад, смеялись и шутили вместе с детьми. И вот как-то так получилось, что из всей нашей восхитительной поездки по фантастическим местам лучше всего запомнились такие незначительные мелочи».
Важность путешествия была настолько значительной для создателей мультфильма, что Доктер и часть аниматоров сами отправились в настоящее путешествие по Южной Америке! Своими глазами они увидели столовые горы тепуи — и это было нелегким испытанием для людей, которые, по их словам, «привыкли путешествовать только из одного конца здания в другой». Зато затерянный мир, в который попадают Карл и Рассел, выглядит как настоящий!
В отличие от гор тепуи посмотреть на живого Карла Фредриксена возможности не было — разве что аниматоры не углядели случайно фотографии Джигарханяна.)) Если серьезно, то Карла нужно было выдумать с нуля, решив, в какой манере будет выполнен этот ворчливый старик. «Мы знали, что придётся работать в фантастически-карикатурном стиле, который, кстати, и без того близок моей эстетике, — говорит Доктер. — Мы попытались сохранить связь с классическими фильмами Disney, на которых мы выросли, вроде «Питера Пэна» или «Золушки», и тот великолепный стиль, что был для них характерен. Мы всеми силами старались подать персонажей и их окружение в карикатурном стиле. В большинстве фильмов рост персонажей равен шести или семи головам. Рост нашего героя, Карла – всего три головы!. Мы знали, что последние достижения в компьютерной технологии позволят нам передать любые детали, но вместо этого добивались упрощения, которого не бывает в реальной жизни. Мы хотели, чтобы у “Вверх” был свой, особенный стиль, чтобы он отличался от всех предыдущих фильмов Pixar».
«Пит и его команда хотели, чтобы анимация была упрощена, как и прочие составляющие фильма, — рассказывает Томас Джордан, который руководил техническим процессом создания персонажей. — Например, у Карла нет ноздрей и нет никаких пор на коже. Мы не видим его ушных отверстий. Самое сложное было найти равновесие между упрощённостью и реалистичностью. Пришлось немного повозиться, чтобы даже не самые реалистичные вещи выглядели убедительно».
Создать юного Рассела тоже было задачей не из легких. По словам Стива Мэя, старшего технического директора фильма, Рассел был непростым персонажем по многим причинам. «С Расселом было трудно, потому что он весь увешан всякой ерундой. Он – Юный Следопыт, поэтому на нём и галстук, и узелки, и значки, и разные мелкие тотемы, да ещё и рюкзак – как будто он только что побывал на распродаже в магазине для походников и вынес весь магазин на себе».
«У Рассела практически нет шеи, — продолжает Джордан. — Мы не сразу поняли, как его анимировать, чтобы он выглядел, как надо. Оказалось, что стоит чуть поменять расположение глаз, носа или рта на его лице, как он становится то слишком взрослым, то слишком юным. Когда мы нашли равновесие между простотой и сложностью в деталях, случился первый прорыв. Мы пытались придать ему карикатурную яйцевидную форму и для этого решили немного выпятить подбородок. Мы подчеркнули контуры и фактуру подбородка, и внезапно этот штрих полностью определил лицо».
Помимо людей в фильме есть и животные, которых тоже надо было выдумать с нуля. например, редкую нелетающую птицу 4-хметровой высоты, живущую у Райского водопада. Ее случайно обнаруживают Карл и Рассел, который тут же дает птице имя Кевин и становится ее другом. Сложность была в том, чтобы придумать и нарисовать яркое оперенье Кевина — для передачи перьев аниматорам пришлось изобрести новую технологию!
Вторым «звериным» другом нашего дуэта стал пес Даг, живущий в стае возле Райского водопада. Стая разыскивает Кевина по приказу злобного ученого Манца, и все собаки обладают ошейниками, способными переводить их лай в человеческую речь. Но, в отличие от стаи, Даг — добродушное существо, которому приходится выбирать, на чьей он стороне: Карла и его команды — или Манца.
Есть в мультфильме и еще один главный герой — тысячи воздушных шариков, уносящих домик Карла в далекие дали. «Было крайне важно создать на экране правдоподобные воздушные шары, — говорит Стив Мэй, старший технический директор фильма. — Шары, которые вели бы себя достоверно, хотя сама идея дома, летящего на воздушных шариках, довольно абсурдна. Мы, конечно, не физики, но один из наших специалистов подсчитал, что Карлу понадобилось бы от 20 до 30 миллионов шаров, чтобы поднять свой дом в воздух. Мы же использовали 10 297 шаров в большинстве сцен полёта и 20 622 в сцене отрыва от земли. Из кадра в кадр их число варьируется, в зависимости от ракурса, расстояния и пропорций».
Все это великолепие студия решила выпускать в новом для нее формате — Disney Digital 3D™. По словам режиссёра Пита Доктера, идею выпустить «Вверх» в трёхмерном формате предложил продюсер Джон Лассетер. «Мы создали целый новый отдел, — говорит Доктер, который занимался тем, что пытался использовать объём как дополнительное средство для изложения истории, в дополнение к тем средствам, которые использовали мы. Например, в начале фильма Карл запирается в своём домике, и жизнь его застывает на месте. Мы хотели вызвать у зрителя небольшую клаустрофобию, поэтому сделали все предметы на экране более плоскими – намеренно убрали объём. Сравните эти сцены с эпизодами в Южной Америке. Там – совершенно другое дело: там нужна широта, зритель должен чувствовать, как ветер дует ему в лицо. Поэтому там мы усилили глубину. Для нас трёхмерный формат – это ещё один карандаш в нашей коробке с карандашами».
Студия «Дисней» предоставила в наше распоряжение эскизы,показвающие покадровое создание сцены диснеевского мультфильма. Наслаждайтесь!
Вааау! Я обязательно посмотрю, интересный проект (Y) (Y) (Y)