«Опасные пассажиры поезда 123»: террористы едут
3 сентября в прокат выходит триллер Тони Скотта «Опасные пассажиры поезда 123» с Дензелом Вашингтоном и Джоном Траволтой в главных ролях. Дензел играет диспетчера нью-йоркского метро Уолтера Гарбера, чей привычный распорядок дня превращается в настоящий кошмар, когда террористы захватили поезд под номером 123. Глава террористов Райдер (Джон Траволта) угрожает убить всех пассажиров поезда, если в течение часа он не получит огромный выкуп. Гарберу приходится применить все свои знания о схеме и функционировании системы метрополитена, чтобы выиграть умственную схватку с Райдером и освободить всех заложников. Но перед ним стоит практически невыполнимая задача: ведь даже если террористы получат выкуп, есть ли у заложников хотя бы один шанс чтобы выжить?
В основе фильма лежат события, описанные в романе-бестселлере Джона Гоуди. Впервые эта книга была экранизована в 1974 году, и главные роли в нем сыграли Уолтер Меттау и Роберт Шоу. Фильм до сих пор остается одной из культовых картин Америки. Режиссер Тони Скотт, сценарист Брайан Хелгеленд, продюсеры Тодд Блэк, Джейсон Блюменталь и Стив Тиш решили сделать не просто римейк фильма 1974 года, который и так хорош сам по себе, а абсолютно новую интерпретацию событий, описанных в романе. Фильм «Опасные пассажиры поезда 123» задумывался как современный триллер, события которого перенесены в Нью-Йорк наших дней. “В фильме рассказывается захватывающая история, которая практически не знакома новому поколению зрителей, — рассказывает Скотт. — С середины 70-х годов прошлого века Нью-Йорк, как и весь мир, претерпел сильные изменения”.
По словам создателей, фильм 2009 года разительно отличается от оригинала 1974-го. “Мне очень хотелось более детально показать взаимоотношения между диспетчером и террористом, захватившим поезд, — поясняет Брайан Хелгеленд. — Ни в романе, ни в фильме 1974 года Гарбер и Райдер не лезут так в душу друг другу”.
Гарбер однажды был уличен во взятке, за что Управления Городского Транспорта понизило его с должности менеджера до должности диспетчера. И он хочет стереть это позорное пятно со своей репутации. И теперь Гарберу предстоит вести переговоры с террористами. “Гарбер считает, что если благодаря ему заложники останутся в живых, он сможет искупить свою вину за совершенный проступок”, — рассказывает Хелгеленд.
Райдер совершает это преступления из чувства мести. Он чертовски умен, но он самый настоящий психопат. Райдер за долю секунды может прийти в настоящее бешенство, хотя до этого был совершенно спокоен. В прошлой жизни Райдер был успешным брокером на Уолл Стрит, пока его не посадили за денежные махинации. И теперь им движет чувство мести самому Нью-Йорку и жителям этого города.
Дензел Вашингтон в роли Гарбера
Создатели фильма ни секунды не сомневались, кто должен сыграть Гарбера. “Только актеру уровня Дензела Вашингтона, способного воплотить на экране самые яркие и запоминающиеся образы, было под силу сыграть роль рядового сотрудника депо, в чьи обязанности входить ежедневно наблюдать за движением поездов”, — поясняет Хелгеленд. Сам Вашингтон говорит, что уже играл и сотрудника ФБР, и сотрудника ЦРУ, так что подобные роли его не сильно привлекают, а вот простой обыватель Гарбер — это актеру показалось интересным.
“Очень интересно наблюдать за реакцией человека, который никогда не сталкивался с делами подобного рода, когда он поднимает трубку телефона – а на том конце террорист, требующий выкуп”, — добавляет сценарист.
Для того, чтобы войти в образ, Вашингтон побеседовал с несколькими работниками метрополитена, прослужившими на своем посту долгий срок. Он также познакомился с сотрудником Диспетчерского Пункта Метрополитена Джозефом Джексоном, который, как и герой Дензела, начал свою карьеру машинистом поезда метро. Каждый день, заступая на пост, диспетчер берет на себя ответственность за жизнь и безопасность пяти миллионов пассажиров, пользующихся услугами метро, по которому можно попасть в любую точку Нью-Йорка. Поэтому даже в критической ситуации диспетчер, прежде всего, должен уметь сохранять спокойствие и концентрацию. «Пассажиры очень часто поддаются панике, особенно если поезд останавливается где-нибудь в туннеле, — поясняет Джексон, консультировавший съемочную бригаду по техническим вопросам. — Кроме того, каждый поезд сопровождают всего двое сотрудников метрополитена, способных оказать помощь в непредвиденной ситуации. И если что-то случиться, мы должны сделать все, чтобы пассажиры не покидали поезд между станциями. В подобных экстренных ситуациях диспетчеры должны успокоить пассажиров и снять напряжение».
По словам продюсера Тодда Блэка, когда Вашингтон наблюдал за действиями диспетчера, он «словно внимательный ученик, все запоминал и записывал”. “Дензел, не перебивая, слушал диспетчеров, и лишь потом задавал свои вопросы. Он подмечал каждый жест и манеру говорить. Этот актер, как никто другой, отлично справляется со своими ролями!” — вспоминает Блэк.
На роль главаря террористов Райдера у продюсеров тоже не было другой кандидатуры, кроме Джона Траволты. “Исполняя роль яркого и сложного персонажа, Траволта, как никто другой способен полностью раскрыть всю полноту характера и показать внутреннюю энергетику своего героя”, — объясняет Блэк.
Райдер в фильме коротко подстрижен, носит усы, а его шею украшает татуировка. Работая над образом Райдера, съемочной команде во главе с Тони Скоттом пришлось ознакомиться с нормами тюремной субкультуры. Попав за решетку за должностное преступление, Райдер вышел из тюрьмы совсем другим человеком. “Мы разыскали нескольких человек, которые были осуждены за растрату. Время, проведенное за решеткой, сильно изменило их”, — говорит Хелгеленд.
Джон Траволта в роли безжалостного террориста
На роли второго плана создатели фильма пригласили несколько талантливых актеров из Нью-Йорка, причем некоторым из них уже доводилось работать с Дензелом Вашингтоном, Джоном Траволтой и Тони Скоттом. Так, помимо главной роли в знаменитом сериале «Клан сопрано», актер Джеймс Гандольфини сыграл в фильмах «Настоящая любовь» и «Багровый прилив» режиссера Тони Скотта. В фильме «Опасные пассажиры поезда 123» герой Гандольфини — бандит, который сумел порвать с криминальным прошлым и стать мэром города.
Траволта и Гандольфини вместе играли в криминальной комедии «Достать коротышку». В этот раз Гандольфини, который долгое время играл роль криминальных авторитетов, предстояло сыграть нового для себя персонажа. “Мы знакомы с Джеймсом уже 14 лет, и это наша пятая совместная работа в кино”, — рассказывает Траволта. По его мнению, сыграть роль мэра, преуспевающего предпринимателя, который обеспокоен тем, что его рейтинг среди горожан падает, для Гандольфини было своего рода выходом за привычные рамки. “Герой Джеймса – человек, который очень дорожит своей репутацией и не хочет ударить в грязь лицом перед общественностью. Думаю, Джеймсу было любопытно сменить свое актерское амплуа”.
Джеймс Гандольфини в роли мэра
Тони Скотту уже давно хотелось поработать с актером Джоном Туртурро, но такая возможность представилась ему только на съемках фильма «Опасные пассажиры поезда 123». Туртурро играет роль лейтенанта Винсента Камонетти, главы подразделения по ведению переговоров с террористами полицейского управления Нью-Йорка. Написать диалоги для этой роли сценаристам помог командующий подразделения полицейского управления Нью-Йорка по ведению переговоров с террористами лейтенант Джек Камбриа. “Камбриа надиктовал нам то, что он сам обычно говорит при переговорах, и в фильме Камонетти практически слово в слово повторяет его речь”, — рассказывает Хелгеленд.
По словам лейтенанта Камбрии, который также давал съемочной бригаде консультации по техническим вопросам, Джон Туртурро быстро научился говорить и вести себя как настоящий переговорщик. “Всякий раз, когда мы приходим в дом, где укрылся преступник, мы понимаем, что, скорее всего, шансов на то, что все обойдется без жертв у нас 50/50. Но заложники надеются, что их обязательно спасут. И поэтому мы должны сохранять невозмутимый вид при выполнении своей работы. И Джон Туртурро прекрасно справился с этой задачей”.
Джон Туртурро
Съемки фильма проходили в метро, и съемочная группа Тони Скотта приехала в Нью-Йор за 9 месяцев до начала рабочего процесса, чтобы ознакомиться с системой метрополитена. Благодаря Транспортному Управлению Нью-Йорка съемочной бригаде фильма «Опасные пассажиры поезда 123» был открыт доступ практически в любые закоулки метро, куда до этого мало кого пускали. Съёмочная бригада побывала во всех туннелях и на всех станциях метрополитена, в Центральном Управлении метро, а также на станции метрополитена, ведущей к Центральному вокзалу Нью-Йорка. “Мы и раньше разрешали проводить съемки на платформе или внутри поезда, но практически никогда до этого актеры не спускались на рельсы, — рассказывает Джо Гродзински, управляющий по Скоростным перевозкам, прослуживший в Метрополитене уже 35 лет и ставший свидетелем нескольких съемок. — Актеры фильма работали прямо на путях, а мимо них проносились поезда. Это были уникальные съемки”.
Перед началом любых съемок всей съемочной группе нужно было пройти 8-часовой тренинг по технике безопасности. Тот же самый инструктаж обязан пройти любой работник нью-йоркского Метрополитена, который собирается спуститься в туннели. Так что всей съемочной команде и актерам – всего около 400 человек – пришлось поучаствовать в тренинге. “Некоторые отказываются от этого тренинга, но, к моему удивлению, вся команда фильма прекрасно отдавала себе отчет в том, что съемки под землей – опасное занятие и нужно строго следовать всем требованиям. У всех членов съемочной команды было лишь одно желание: ‘Я не хочу, чтобы меня потом отсюда вытаскивали на носилках – после съемок я хочу вернуться домой к семье’”, — вспоминает Андерсон.
Актеры и съемочная бригада отправились в одну из школ, в которой у всех входов и выходов были развешаны красные и зеленые круги, похожие на сигнальные огни поездов. Там под руководством Боба Уиллиса, преподавателя Учебного Центра Транспортного Управления Нью-Йорка, они учились управлять составом, своевременно замечать опасность, и, что самое главное, избегать прикосновений к контактному рельсу, который еще называют третьим рельсом.
То, что прикосновение к контактному рельсу очень опасно – вовсе не миф, а реальность. Это может стоить вам руки или ноги, или даже жизни. “Нам показали фотографию человека, с которым произошел этот несчастный случай, — вспоминает Вашингтон. — И зрелище это не для слабонервных”.
После тренинга по безопасности вся съемочная команда, надев специальную обувь, защитные жилеты и взяв в руки по фонарику, спустилась под землю. И актеры, и помощники режиссеров шагали по туннелям среди куч мусора, использованных шприцов и прочего хлама. Лужи все старались обходить стороной, потому что, по словам Уиллиса, “если ты живешь в Нью-Йорке, это может быть и лужа крови, и вообще всего, чего угодно”.
Инструкции Уиллиса оказали неоценимую помощь при съемках фильма. “Когда мы говорили, что ту или иную сцену можно снять в более безопасных условиях, Тони Скотт всегда прислушивался к нашим советам, — рассказывает Гродзинский. — Мы и раньше работали с членами съемочной бригады, но Тони оказался самым покладистым и приятным в общении. Он каждый день обсуждал с нами вопросы безопасности или по нашим рекомендациям вносил изменения в процесс съемок. Перед тем как приступить к съемкам в непосредственной близости от путей команда сначала консультировалась с сотрудниками Метрополитена”.
После такого плотного знакомства с нью-йоркским метро создатели фильма могут поделиться с нами самыми интересными фактами об этой подземной системе передвижения.
Есть ли у террориста, захватившего поезд в метро, шанс выбраться на поверхность?
Помните желтые металлические решетки на тротуарах Нью-Йорка? Это аварийные люки, через которые можно выбраться из туннеля метро. Откинув решетку и выбравшись из люка, человек может оказаться посреди оживленной улицы или в парке. Один из таких люков даже находится в красивом здании 19 века в Бруклине. А в выстроенном в греческом стиле здании, которое местные называют «шахтой», находится мощная вентиляционная установка. Если в метро произойдет возгорание, диспетчер нажмет кнопку на пульте дистанционного управления, и под землю начнет поступать свежий воздух, а дым и горячий воздух уйдут через вытяжную систему.
Линии нью-йоркского метрополитена – самые протяженные в мире?
Нет, первое место по протяженности занимает лондонский метрополитен. Его построили в 1863 году, и он является самым старым. Зато в нью-йоркском метро самое большое количество вагонов – 6,400.
Какова протяженность всех путей метрополитена?
По данным Транспортного Управления Нью-Йорка, протяженность путей, по которым производится перевозка пассажиров, составляет примерно 1000 км, что равняется расстоянию от Нью-Йорка до Чикаго.
Как совершить самую длительную поездку в метро без пересадок?
На поезде А доберитесь от 207 улицы в Манхэттене до остановки Far Rockaway в районе Куинс. Эта линия протяженностью 50 км – самая большая в мире.
Какая станция метро находится глубже всего под землей? И на какой глубине?
Самая глубокая станция метро – 191 Улица на Первой линии в Манхэттене. Она расположена на глубине 55 метров.
Почему пассажиров называют “петельщики”?
Это название осталось еще с тех времен, когда стоящие пассажиры в поезде держались за ременные петли, свисающие с потолка поезда.
Куда отвозят отслужившие свой срок вагоны метро?
Они лежат под землей либо на морском дне. Из старых вагонов сооружают специальные барьеры для охраны и защиты морских обитателей вдоль всего побережья Атлантики.