«Суррогаты»: роботы среди нас
24 сентября в наш прокат выходит новая картина с Брюсом Уиллисом в главной роли — «Суррогаты». Мир будущего. У каждого из нас есть робот-суррогат — сексуальный, физически совершенный механизм, наша улучшенная копия. Наш суррогат может то, что недоступно нам, с его помощью мы переживаем самые разные приключения — не выходя из дома. Благодаря суррогатам мы живем в идеальном мире, где нет преступности, боли и страха. Но вот впервые за много лет в этом совершенном мире происходит убийство — и раскрыть его может только агент ФБР Грир, которого и сыграл Брюс Уиллис. Ради этого Гриру придется отказаться от собственного суррогата и рисковать жизнью.
Вот такая идея родилась у автора серии комиксов Top Shelf Comix Роберта Вендитти. Он вспомнил тему из учебника по социологии, который читал еще в школе. «В книге описывались изучения людей, играющих в игры по сети, – рассказывает Вендитти. — Я был поражен, настолько сильно затягивало игроков создание своих виртуальных прототипов. Игра увлекала их настолько, что они могли потерять работу, расстроить свои брак – только потому, что не могли отделить свою реальную жизнь от созданного виртуального героя. Это не выходило у меня из головы – среднестатистический человек жаждет быть кем-то другим».
В режиссерское кресло фильма сел Джонатан Мостоу, снявший «Терминатора 3». «Основной идеей «Суррогатов» я считаю определение человечности в безумном технологическом мире, в котором мы живем, – говорит Мостоу. – Я ничего не имею против технологии. Прелесть технологии состоит в том, что она освобождает нам время для творчества и вообще для всего того, на что времени постоянно не хватает. С другой стороны, мы в какой-то степени становимся рабами технологии. Мы прикованы к нашим мобильникам и наладонникам. Здорово, когда у тебя есть ящик электронной почты, но когда ты ежедневно вынужден тратить по нескольку часов, отправляя письма, это становится своеобразной обязанностью. Новые возможности и технологические гаджеты в определенном смысле лишают нас свободы».
Брюс — агент Грир
Брюс Уиллис стал самой очевидной кандидатурой на роль агента Грира. «Брюс идеально подходит на роль копа, хотя он, наверное, идеально подходит на роль Кого-бы-бто-ни-было, – объясняет продюсер фильма Дэвид Хоберман. – По ходу своего расследования ему предстоит выяснить, в чем состоит конфликт суррогатной технологии и человечества. И это открытие неизбежно вовлечет его героя в кризисное состояние. В фильме будет также много динамичного экшена и всего того, что зрители хотят увидеть в «фильме с Брюсом Уиллисом».
Все герои Уиллиса спасают мир в одиночку — но не без помощи напарников. В этом фильме у агента Грира в помощницах — агент ФБР Дженнифер Питерс в исполнении Рады Митчелл. Питерс в картине — сразу три версии: суррогат — обновленная и наивная сотрудница полиции, работающая в связке с Гриром; устаревшая версия суррогата, художница с артистическими наклонностями. Но есть еще и третья Питерс, которая является частью загадки.
Рада Митчелл — агент Питерс
«Благодаря персонажу Дженнифер Питерс зритель сам принцип идентификации личности ставится под сомнение, – говорит Рада Митчелл. – Мне было очень интересно сыграть эту героиню. Или, точнее, этих героинь. Кто такая Дженнифер Питерс? Она постоянно сидит дома в своем кресте подключения, мы ни разу не увидим ее настоящую. Она шатенка; свалявшиеся волосы, нездоровая кожа, огромная задница и забавный прикус. Она нипочем не согласится покинуть уединение своего дома. Поэтому познает мир через своего робота, который вместо нее работает в ФБР. Мы видим только ее суррогата, который тоже является Дженнифер Питерс».
Розамунд Пайк сыграла Мэгги, одержимую суррогатной технологией жену Грира. «Мэгги – очень красива, но видит в себе только недостатки, – говорит Дэвид Хоберман. — Она хочет смотреть в зеркало и видеть идеальную красавицу. Для Грира красота сосредоточена внутри человека, а не снаружи. Он полюбил ее за то, каким человеком она была, а не за то, каким выглядела».
Розамунд Пайк — Мэгги
«Грир и Мэгги – очень реальная пара, переживающая утрату ребенка, – рассказывает Розамунд Пайк. – Муж выпускает пар, с головой погружаясь в работу. А моей героине приходится выпутываться из депрессии в одиночку. Из-за этого состояния она обращается к суррогату, который делает ее совершенной. Общение между мужем и женой фактически становится общением двух роботов».
По словам Розамунд, она видела свою героиню, как «стюардессу времен 50-х – стройные девчонки из «Пан Американ» в миниатюрных костюмчиках». Человеческие прототипы были куда менее привлекательными. «Чувствуешь себя очень беззащитной, когда приходится сбросить с себя всю одежду и признать существующие недостатки», – объясняет Пайк.
На роль Кантера – прародителя суррогатной технологии – создатели фильма взяли двух актеров: Джеймс Френсис Джинти сыграл Кантера в молодости, а Джеймс Кромвелл – Кантера в более зрелом возрасте. «Он – стареющий мужчина, разбитый параличом, – рассказывает Джонатан Мостоу. – Кантер проводит свою жизнь в инвалидном кресле, которое одновременно является креслом подключения. И по идее, создавший суррогатную технологию Кантер должен осознавать, что его детище ушло намного дальше, чем он планировал изначально».
Винг Рэймс в роли Пророка
По другую сторону феномена суррогатов стоит безумный провидец, именующий себя Пророком. На роль одержимого фанатика был приглашен актер Винг Рэймс. «Винг – феноменальный актер, который идеально вписался в отведенный ему образ», – говорит еще один продюсер картины, Тодд Либерман. «Вокруг него – аура силы и лидерства».
СУРРОГАТНЫЙ МИР
Созданием мира суррогатов занимался художник-постановщик Джефф Манн. Одним из самых завораживающих его изобретений стало так называемое «кресло подключения» – устройство, с помощью которого операторы контролировали своих механических двойников. «С креслами пришлось немало повозиться, – говорит Манн, — потому что я не хотел, чтобы они выглядели слишком похожими на своих стоматологических коллег. Наши кресла получились комфортными, несмотря на обилие датчиков, которые улавливали не только волны головного мозга, но и напряжения мускулов».
Вдобавок к креслу подключения Манн сконструировал еще одну немаловажную деталь интерьера – колыбель подзарядки. «Когда вы покупаете суррогата, он доставляется в специально многофункциональном контейнере, служащем одновременно и как тара для перевозки, и как устройство для подзарядки робота, – объясняет режиссер Мостоу. — В конце дня репликант возвращается домой, ложится в колыбель и подключается к сети, чтобы восстановить потраченную за день энергию».
Помимо технических новинок необходимо было придумать и самих суррогатов. Роботизация основного актерского состава и сотен статистов, появляющихся в фильме, стала возможной благодаря усилиям двух отделов, занимавшихся гримом. Основной командой гримеров руководил обладатель премии «Оскар» Джефф Дон («Терминатор 2: Судный день»). Специальная команда, занимавшаяся дизайном запчастей для роботов, находилась в ведении другого оскароносца – Ховарда Бергера («Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф»).
«Основной трудностью для гримеров и визажистов, работавших на съемках, стало определение различия между человеком и суррогатом, – говорит Дон. – Суррогаты сделаны из пластика? Выглядит ли заменяющая кожу субстанция естественно или есть какое-то отличие? Они – настоящие Аполлоны и Афродиты? Или простые симпатичные люди? Труднее всего было сделать людей, которые и без того неплохо выглядят, еще красивее».
По словам Дона, Брюс Уиллис никоим образом не возражал против своего естественного вида – даже когда гримеры добавили некоторые малопривлекательные детали. «Грир-человек – немного старше, немного сморщенней, немного потрепанней, — говорит Дон. — Брюс довольно стойко пережил подобные описания. Когда мне пришлось немного состарить его, добавить несколько морщин, бородку с проседью – он охотно все это принял. Чтобы суррогат Брюса выглядел идеально, его образу был добавлен русый парик и цветные линзы».
Начальнику отдела по суррогатному гриму Ховарду Бергеру пришлось изучить историю развития суррогатной технологии, чтобы сконструировать большой ассортимент запчастей и аниматронных кукол для съемок фильма.
«Количество попыток, в хоте которых мы пытались понять схему развития суррогатов, не поддается счислению, – говорит Бергер. – Я часами просиживал с Джеффом Манном и Джонатаном, работая над этой схемой. Но чем больше вопросов решалось, тем больше возникало. Чего в них больше – робота или человека? Они сделаны из пластика или металла? Из чего сделана их кожа, если из силикона, то насколько прочного? Есть ли в них какие-то органические соединения? Используется ли углеродное волокно? Труднее всего было определить, как должен выглядеть эндоскелет. Чем вообще наполнен суррогат? Мы решили, что он будет полностью синтетическим – пластик и углеродное волокно. Полностью механический. Робот».
Как же халтурно смотрятся последние два кадра(( И, судя по ним, Мостоу решил снять еще одного Терминатора.