Владимир Устиновский. Цыгане высшей пробы…
Ему рукоплескала сама Мирей Матье, Джордж Буш-младший пустил слезу на выступлении «Цыганского двора» перед президентами России и США, а руководителю эстрадно-инструментального табора Владимиру Устиновскому все нипочем. Ему что президент, что обычная школьная учительница. «Мне Петербург подавай, заграница хорошо, а дома лучше!» — буквально вопиет первая скрипка «Цыганского двора» Владимир Устиновский. Что характерно – дали ему Петербург. На 8 марта намечен грандиозный концерт.
Застать Владимира Устиновского дома, в Петербурге, на студии или на квартире, очень и очень проблематично. Как в старом добром цирковом антре – «Проездом из Парижа в Токио…». И только на один вечер. «Цыганский двор» все время на чемоданах, все время «из» и «в». То из Лондона весточку шлет Владимир наш Устиновский. Мол, долетели, нормально, сегодня даем концерт. То из города вечной любви, весны и счастья города Парижа телеграфирует. Мол, все нормально, встретили, приняли. Спели, летим дальше. Неугомонность Устиновского, основателя, бессменного руководителя «Цыганского двора» понять можно… «Хочешь жить – умей вертеться! – банальные истины и сакраментальные сентенции давно выручают скромного труженика большой эстрады Владимира Устиновского. – Хочешь петь и жить за счет своего творчества – из кожи лезь вон, а постарайся сделать все возможное! Я с детства лезу из кожи вон, чтоб доказать всем – окружающим, родителям, коллегам, зрителям, что я – музыкант. Вы знаете, когда впервые сыграл публично на гармошке? Я еще читать не умел, а уже зарабатывал себе на жизнь своей гармошкой. Моя гармошка — талисман, некий оберег. Я уже шестой десяток разменял, а она все висит на стенке, моя любимая гармошка, радует глаз…
Как правильно заметил персонаж Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит», если сможешь организовать трех человек, дальше численность коллектива роли не играет. Владимир Константинович сумел организовать трех человек, сумел и большее число музыкантов собрать под одной «крышей» имя которой «Цыганский двор». И пусть не все музыканты, слышится злобненький шепоток завистников, в том славном коллективе цыгане, цыганом может ты не быть, убежден Устиновский, а музыкальным гражданином быть обязан! «Я сам цыганом уродился на 50%, — смеясь, выдает «кровную тайну» Владимир Константинович. – артистом цыганского коллектива просто цыган «по крови» стать не сможет. Тут надобен талант. С рождения, воспитанный, взращенный ли. Не важно! Важен пыл, задор, важно трудолюбие музыканта, исполнительское трудолюбие. Я никогда звезд с неба не хватал. Настало время, сами ко мне пришли, сами ко мне прилетели и попросились спеть с ними. Главное, что мне было нужно, что я требую от своих артистов – быть творцами своего музыкального счастья, и умелыми мастерами своего дела. Тогда и полные, аншлаговые залы будут, будет почет и уважение…».
Мирей Матье. Это имя магнетизирует и чарует не одно поколение советских и теперь уже российских граждан. Как только красавица Мирей впервые вышла на сцену с оркестром Поля Мориа, тут же стала греметь слава этого французского соловья с эффектным грассирующим «р». Долгое время Матье и «Цыганский двор» дрейфовали в море шоу-бица автономно друг от друга, но однажды их пути-дорожки что называется пересеклись. Вышли представители этой славной певицы на Устиновского, предложили стать колоритным, самобытным аккомпанементом певицы. Давно мечтала Матье спеть с цыганами, да все случай не подворачивался. Как заметила Мирей Матье в одном из своих многочисленных интервью по прибытию в Россию, цыгане с детства гипнотизировали ее. «Я была поражена, околдована этой живой, живительной музыкальной нотой, — размышляет певческий символ Франции. – Спеть «под цыган» — это высшая точка музыкального искусства. Спеть с цыганами – это чудо, цыгане – целый мир эмоциональных музыкальных моментов, блестящая импровизация, которая увлекает тебя как исполнителя, так и зрителей за собой в невероятные дали…». И вот в эти дали собрались рука об руку Устиновский и Матье. Сам Устиновский в том триумфальном выступлении «ничего особенного» не видит. А Матье позже, уже в одном из французских изданий, поделилась услышанным и увиденным. «Это были самоотверженные люди, — пишет французский таблоид со слов Мирей Матье. – Они с первых нот уловили мою интонацию, с первых нот схватили мою манеру исполнения, мы почти что и не репетировали, сразу спели и сложились как цельный, органичный музыкальный коллектив. В их музыке я услышала те древние таборные ноты, то щемящее отчаяние всеми гонимой нации, их скрипка настолько пронзительна и честна, что петь с ними – одно сплошное удовольствие…». И несколькими строчками ниже Матье сравнивает «Цыганский двор» с оркестром Поля Мориа. Мол, такой исполнительской гармонии, которая возникла во время концертного выступления с «Цыганским двором», у Матье было только в первые годы сценической жизни. Когда она выступала с прославленным на весь мир оркестром под управлением гениального мелодиста Поля Мориа…
Буш и Путин. Рассказ об этом «элитном» концерте порядком поднадоели Устиновскому. «Что тут можно сказать, ну, спели, ну, выступили перед президентами двух мировых сверхдержав, и что? – резонно вопрошает в ответ Владимир Константинович.- Мне бы перед ветеранами выступить, перед публикой, которая обожает цыганскую песню. Да, Путин – это круто. И он нас по-настоящему любит. Вон, Бушу предъявил. Как некий музыкальный, концертный сувенир…». Но, что тут скрывать, концерт получился на славу, президент США был растроган игривой скрипкой, яркими пятнами цыганских юбок, живостью и неподдельностью цыганских мотивов, яркостью каждого из предъявленных высокой публике номеров. Казалось, президент США подпевает очередной композиции, старается не отставать от темпа и ритма, прихлопывает в такт, каблучком пристукивает. Позже своему коллеге по президентскому цеху заметил: цыганская песня – это целый мир, целая планета невероятного песенного таланта и непревзойденного исполнительского мастерства. С чем его российский коллега, естественно, не согласиться не мог. А самим музыкантам тут же «выписал» пригласительный билет в Америку. Пусть и товарищи по Республиканской партии, просто поклонники хорошей русской (то есть, цыганской) песни послушают настоящий, взаправдашний цыганский талант, «Цыганский двор». Устиновский лишь скромно улыбается, когда вспоминает о том предложении. «Если бы он нашу уникальную идею, уникальную концертную разработку бы к себе позвал, вот тогда Джорджу Бушу-младшему отдельное человеческое спасибо. Нашу «таборную оперу», — рассуждает Владимир Константинович, припоминая в очередной раз о своем V.I.P-концерте. — Вот, с чем надо за границу ехать! Представляете себе – ночь, костры до неба полыхают, кругом тишина, лишь цикады разрывают ночную мглу своими назойливыми трелями. И тут вдруг шатры, кони, скрипки, юбки! И все вертится в невероятном ритме, все подчинено одному негласному распорядку – музыкальной, песенной гармонии. А кругом – некошеные луга, глубокая синь ночного неба и мириады звезд над головами! Вот, что надо везти, и в Америку, и в Европу – куда угодно! И здесь, в России, в Петербурге, можно дать таборную оперу, пригласить Мариинский театр, солистов, все-таки опера… Но, увы. Планировали мы тут в одном из крупных садов в центре дать таборную оперу… Как-то не срослось. Было дело, появился на горизонте спонсор – задумка-то наша дорогая. Все на природе, тут нет деления на залы и ложи, тут артисты и зрители что называется вместе, в одной упряжке. Но в начале был кризис, а после и сам спонсор что называется сдался, когда понял, какой финансовый воз ему тянуть предстоит. Так и подвисла в воздухе эта светлая затея – не просто на сцене песни петь, а в роскошном обрамлении естественных декораций, с конями, повозками, шатрами, лихими плясками… Дай бог, споем, сыграем, проживем этот миг удачи. А пока – до встречи на концерте 8 марта…». Точное место и время – следите за рекламой!!!!
Наш поклон великолепному маэстро!!!!!!!!!!!С нетерпением ждём встреч с коллективом,кторый несравним ни с одним другим в России!(L)