«Господин Никто» побывал в Петербурге
15 апреля в наш прокат вышел фильм «Господин Никто» известного бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля. В конце марта режиссер приехал в Петербург и лично представил картину журналистам и простым зрителям.
«Господин Никто» — научно-фантастический эксперимент о том, что такое возможность выбора. Его герой Немо Ноубоди (Никто Никто, если переводить буквально) в течение всего фильма отвечает на вопрос «что, если?» 9-летний Немо должен выбрать, с кем из родителей ему жить после их развода, и в зависимости от того, какой выбор он совершит, его судьба сложится по-разному. Ван Дормель исследует каждую из возможных жизней Немо, пытаясь, скорее, не столько дать ответы на вопросы, а сколько поразмышлять на философские темы и показать, что нет правильных или неправильных решений: есть лишь бесконечное множество вариантов.
Ван Дормель привлек к работе таких известных актеров, как Джаред Лето, Диана Крюгер, Сара Поли и Рис Ифанс. Все в один голос утверждают, что работать с Жако было одно удовольствие. Лето сыграл в картине 12 разных Немо и заявляет, что этот фильм – самое сложное, что он делал за всю свою жизнь. При этом труднее всего ему было играть не старика Немо (хотя ради этого образа Джаред по 5 часов проводил в кресле гримера и специально менял голос), а семейного Немо, забитого женатика с тремя детьми: просто потому, что у самого Джареда детей нет, и он никогда не был настолько задавленным жизнью. Усилия Ван Дормеля и команды оправдались на Венецианском кинофестивале, где фильм приняли очень тепло и дали приз за операторскую работу. Так же хорошо картину приняли в Бельгии, на родине режиссера, а вот выпускать фильм в американский прокат продюсеры не рискнули, посчитав, что он опередил свое время. Так что российский зритель получил уникальную возможность увидеть эту по-настоящему интересную и противоречивую философскую притчу.
Посмотрев картину, журналисты также не хотели задавать конкретные и простые вопросы режиссеру: всем хотелось поразмышлять об увиденном. Жако также скорее рассуждал, нежели отвечал на вопросы. В результате получилась живая беседа о том, что такое выбор и как мы его делаем, считая один из вариантов правильным и лучшим. «Мой фильм о сомнении, о том, что иногда для счастья нужно немного сомневаться, — размышляет Ван Дормель. — Ведь бывает, что выбор, который кажется не самым лучшим, приводит к чему-то очень прекрасному. И я, принимая какие-то решения, постоянно в поиске этого прекрасного. Например, на площадке я осознанно и мастерски работаю с актерами, с техническими составляющими (свет, звук), но все равно от меня уходит нечто, что является внутренней сутью происходящего. Если мне кажется, что 5 дубль лучше какого-то другого, одна сцена прекраснее другой, я не могу сказать, почему. Всякий раз это как любовь с первого взгляда: ты не знаешь, почему ты влюбился в определенного человека, это на уровне чувств, когда не объяснить логически».
Одним из своих любимых режиссеров Ван Дормель называет Тарковского – и свою любовь к нему объясняет как раз незнанием того, за что он так любит этого режиссера. «Поэтому я старался сделать фильм, в котором есть несколько слоев, направленных на мозг, эмоции и органы чувств, которые должны работать одновременно».
Жако рассказал, что сначала хотел назвать фильм «Конец уверенности» — так называется последняя книга физика Ильи Пригожина, который исследовал феномен времени, и после всех своих открытий перед смертью сделал заявление, что, возможно, он был не прав. Это невероятно восхитило Ван Дормеля. «Вот это по-настоящему научный подход: сказать «Я ошибался». Я тоже ни в чем не уверен».
Режиссера спросили, как он считает – свободны ли мы в своем выборе? У меня нет ответа, — засмеялся тот. — Я верю в теорию хаоса, которая говорит, что существует множество различных событий, приводящих к множеству различных последствий. При этом есть много вещей, которые мы осознаем, но еще больше мы не можем объяснить».
По описанию идеи — очень похоже на Эффект бабочки, тем более, в начале ЭБ тоже звучала теория хаоса, если не ошибаюсь. А еще это похоже на идею транссерфинга — о множестве пространств вариантов, и мы можем выбрать любой из них. Вообще очень хочется уже увидеть этот фильм! Читала, что в нем есть моменты, напоминающие чем-то Амели, Сияние Разума и тд. Я такое очень люблю. А еще там Джадик играет, хотя лучше бы выбрал кого-то менее симпатичного, чтоь от главной мысли не отвлекал:))