Берлинский кинофестиваль отдал главный приз иранскому фильму
Берлинский кинофестиваль подвел итоги. Как и предполагали многие, главный приз международного жюри достался иранской драме «Надер и Симин: Развод» — истории о супругах, которые сталкиваются как с юридическими, так и с моральными проблемами, пытаясь развестись. Решение откровенно политическое, однако критики, посмотревшие картину, уверяют, что она и вправду достойна приза. Таким образом жюри поддержало иранских кинематографистов, которые сейчас страдают от режима страны: напомню, режиссер Джафар Панахи в конце прошлого года был приговорен к шести годам лишения свободы и запрету на занятие кинематографической деятельностью.
Панахи должен был стать одним из членов жюри в этом году, однако он отбывает срок в тюрьме. Режиссер написал обращение, которое было зачитано на церемонии открытия Берлинского кинофестиваля: «Меня лишили возможности смотреть на мир в течение 20 лет. Надеюсь, что, освободившись, я смогу путешествовать по миру без географических, этнических и идеологических границ, в мире, где люди живут свободно и мирно вне зависимости от веры и убеждений», — говорится в послании режиссера.
Как и на церемонии открытия, так и перед выходом жюри для награждения победителей на сцену выносили пустой стул с надписью «Джафар Панахи». Берлинале открыто осудил решение иранского правительства в отношении режиссера.
Режиссер Асгар Фархади, принимая позолоченную статуэтку, сказал: «Джафар, это для тебя. Надеюсь, в следующий раз ты будешь стоять рядом». Фархади не стал единственным из съемочной группы фильма, получившим премию Берлинале. Серебряные медведи достались актерам и актрисам, снимавшимся в «Надере и Симин».
Гран-при жюри получила черно-белая лента «Туринская лошадь». Венгерский режиссер Бела Тарр, поднявшись на сцену за своим медведем, повел себя в стиле героев своего фильма — забрал приз, не подходя к микрофону, и молча вернулся в зал.
Полный список победителей выглядит так:
Лучший фильм: «Надер и Симин: Развод»;
Гран-при жюри: «Туринская лошадь»;
Лучший режиссер: Ульрих Кёлер, «Сонная болезнь»;
«Серебряный медведь» за лучшую мужскую и женскую роль: актерский ансамбль фильма «Надер и Симин: Развод»;
Премия за выдающиеся достижения в работе оператора, монтажера, композитора, костюмера или художника-постановщика: оператор Войцех Старон («Приз») и художник-постановщик Барбара Энрикез («Приз»);
Лучший сценарий: «Прощение крови», Джошуа Марстон, Андамион Муратай;
Премия имени Альфреда Бауэра: «Если не мы, то кто».
Помимо основных наград, Берлинале отметил премией за лучший дебют драму Эндрю МакЛина «На льду», а среди короткометражных картин лучшей стала лента Пак Чан-кьонга и Пак Чхан-ука «Ночная рыбалка», снятая на iPhone.
Приз FIPRESCI фильму из конкурсной программы отдали «Туринской лошади», тогда как в «Панораме» отметили французский комедийный триллер «Последний этаж, налево и налево».
Приз зрительских симпатий в секции «Панорама» завоевала лента «Даже дождь» с участием Гаэля Гарсии Берналя. Картина выдвигалась в этом году на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» от Испании.
Политика одним словом!
Сначала поддержим кинематографистов, «страдающих(!) от режыма», потом и сам Ирак Иран оттдемократим.
Обкатанный сценарий.
(N)