500 эскимо: Вячеслав Тихонов
Сегодня, 8 февраля, исполнилось бы 85 лет Вячеславу Тихонову, нашему любимому Штирлицу, князю Болконскому и Матвею Морозову. Актеру, который одинаково убедителен был как в ролях «белой кости», так и тружеников от сохи. А еще Тихонов был изысканно, благородно красив — вся женская половина страны по нему вздыхала! Разве можно поверить, что когда-то ему отказали в приеме во ВГИК на основании «нефотогеничной внешности»? И, тем не менее, это так!
Мать Вячеслава была воспитательницей в детском саду, отец — механиком на ткацкой фабрике. Они, мягко говоря, удивились, когда сын, посмотревший не по одному разу все фильмы в ближайшем кинотеатре, объявил о желании стать артистом. Помогла будущему кумиру миллионов бабушка: она сказала, что если родители запретят Славе сделать то, чего ему хочется, он будет помнить об этом всю жизнь, считая, что отец с матерью встали на его пути к мечте. И вот Тихонов отправился поступать во ВГИК, и там-то ему и указали на дверь, сославшись на нефотогеничность. Отчаяние горе-абитуриента длилось недолго: расстроенного Вячеслава увидел в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и зачислил к себе на курс.
Еще будучи студентом, Тихонов снялся в первом своем крупном проекте — экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1948) и получил за роль молодогвардейца Осьмухина Сталинскую премию. Однако всесоюзную популярность ему принес тракторист Матвей Морозов из «Дело было в Пенькове» (1957). Шебутной выдумщик и балагур Матвей, разрывающийся между чувствами к жене Ларисе и приехавшей из города интеллигентке Тоне, удался Тихонову на все сто, а ведь, как говорили все, кто близко знал Вячеслава, ничего общего у него с героем не было — он был тихим, скромным и застенчивым. Может, именно поэтому роль Матвея Тихонов считал своей лучшей актерской работой.
В фильмографии Вячеслава Тихонова более 70 ролей, и нам, конечно,хотелось бы рассказать вам обо всех и каждой, но, боимся, для нас это задача непосильная. Поэтому с вашего разрешения остановимся чуть поподробнее только на некоторых. В 1977-м Тихонов снялся в картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо», поставленной по повести Гавриила Троепольского. Говорят, при написании автор вдохновлялся историей пса Хатико, ставшего символом преданной любви и верности в Японии.
«Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. — Рассказывал о работе над фильмом Тихонов. — Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака — моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки — он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол — и он помчится за мной».
Заметим, «Белый Бим» номинировался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Доживем до понедельника» (1969) — здесь Тихонов сыграл твердого и принципиального учителя истории Илью Семеновича, в которого влюблены сразу две его коллеги по работе. Фильм снимал все тот же Станислав Ротоцкий, который также занял актера в таких своих картинах, как «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962).
«Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука
Последняя роль — «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, где Вячеславу Васильевичу досталась роль Бога. В ноябре 2009 года он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы с повторным инфарктом миокарда. 28 ноября ему была срочно проведена операция, так как появились осложнения. Актер находился под постоянным наблюдением врачей, но состояние его оставалось тяжелым. 4 декабря 2009 года он скончался…
И, наконец, две самые-самые роли!
«Войну и мир» Льва Толстого Тихонов почитал своим любимым литературным произведением. И, конечно же, он с энтузиазмом принялся играть одного из главных героев романа — Андрея Болконского — в экранизации Сергея Бондарчука. За четыре года трудов (именно столько длился съемочный процесс) Тихонов вымотался совершенно: «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица». И, тем не менее, глядя на экран, задумывался ли кто-то, что на самом деле перед ним не князь вовсе, а бывший уличный парнишка с наколкой на руке?
Но самой-самой запоминающейся стала в глазах народа, конечно, роль Тихонова в сериале «Семнадцать мгновений весны», поставленному Татьяной Лиозновой по произведению Юлиана Семенова. Говорят, генсек Брежнев так проникся, что повелел было разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Когда же Леониду Ильичу сказали, что никакого Исаева-Штирлица в действительности не существовало, это просто персонаж книги и фильма, он расстроился: «А жаль!»
Тихонов не был первым кандидатом на эту роль — Штирлица могли сыграть Иннокентий Смоктуновский или Арчил Гомиашвили, но в итоге Лиознова все же предпочла Вячеслава Васильевича. Огромное ей человеческое спасибо! Но если для нас, зрителей, другого Штирлица не было, нет и не может быть, то сам Тихонов эту роль особенно не выделял:
«Это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»
И это ему блестяще удалось! Ну а что было потом, вы знаете — грандиозный, невероятный успех, бешеная популярность и сотни, если не тысячи анекдотов «Про Штирлица» — самый верный признак нежнейшей народной любви. Больше анекдотов разве что про Чапаева и Петьку-)
Разведчик Исаев лично знал восемь языков!
Гестапо обложило все выходы, но Штирлиц вышел через вход.
За кружкой пива Мюллер спрашивает:
— Скажите Штирлиц, а какой Ваш любимый фильм?
— «Волга-Волга», хотел было ответить Штирлиц.
Но вовремя опомнился и сказал — Фольксваген-Фольксваген!!!
— Кто здесь ходит? Случайно не Штирлиц? Голос из темноты:
— Вы же знаете, что если даже это я, то все равно не скажу.
Мюллер Штирлицу:
— Вы знаете, Штирлиц, у меня для вас две новости: одна плохая и одна очень плохая. С какой начать?
— Ну, пожалуй, с плохой…
— Русская радистка все рассказала!
— А очень плохая новость?
— Рассказала не нам, а вашей жене!
Айсман подошел к Штирлицу сзади и выстрелил ему прямо в затылок. «Разрывная,» — пораскинул мозгами Штирлиц.
Шелленберг вызывает сотрудника.
— Назовите двузначное число.
— 45.
— А почему не 54?
— потому что 45!
Шелленберг пишет характеристику «характер нордический» и вызывает
следующего.
— Назовите двузначное число.
— 28.
— А почему не 82?
— Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Шелленберг пишет характеристику «характер близок к нордическому» и
вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 33.
— А почему не… А, это Вы, Штирлиц…
— Штирлиц, а вы почему не закусываете? — с подозрением спрашивает
Мюллер. — Вы что, русский?
— Мы, немцы, — народ экономный, — выкрутился Штирлиц.
Мюллер вызвал Штирлица и спросил:
— Штирлиц, где мы с Вами могли раньше встречаться?
— Может быть в Испании в 36-м?
— Нет, Штирлиц, раньше.
— Может быть в Китае в двадцатых?
— Нет, Штирлиц, еще раньше.
— Не знаю.
— Ну что же ты, Петька!
— Василий Иванович!
Личное дело «Штирлица»
Тихонов был женат на знаменитой актрисе Нонне Мордюковой. Они познакомились на съемках «Молодой гвардии» — она была Ульяной Громовой, он — Володей Осьмухиным
Вячеслав и Нонна прожили вместе 13 лет, у них родился сын Владимир, который, увы, в 1990 году скончался от передозировки наркотиков.
Когда стал разваливаться брак со второй женой — сотрудницей «Совэкспортфильма», — Тихонов просто собрал свои вещи и уехал жить на дачу, оставив квартиру супруге и дочери Анне. Анна Тихонова тоже стала актрисой, а впоследствии организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее отец. На фото Тихонов с дочерью.
И еще немного фотографий
ах, какой мужчина! какой актер…
Светлая память Актеру с большой буквы !!!!
Спасибо большое за прогулку в прошлое))
Когда говорят о Тихонове, всегда вспоминаю Мордюкову и то, что их общий ребенок и единственный сын трагически умер..
Белый Бим… я даже когда фотографии смотрю у меня слезы наворачиваются. Гениальный актер, он мне внешне очень напоминает моего отца.
«Да,были люди в наше время..»
красавец-мужчина
Белого Бима не смотрю уж лет 20. не могу… Видела один раз — сердце на разрыв… Это ж надо как зацепило! Только талантливые люди могут такое создать. Спасибо им.
Вместе с Лановым еще один породистый мужчина и талантливый актер
Красавец мужчина.Талантливый, эфектный и, выражаясь современным языком, харизматичный. Таких сейчас не делают.
Сейчас актерское мастерство — умение естественно вести себя перед камерой, не более. Нет игры в полном смысле слова, есть типажи. Тихонов — из тех талантов, что примеряли характеры, как одежду — и были достоверны в своих ролях.
Какое кино у нас было! Душевное, живое, родное! и что чаще имеем сейчас… фальшивую мишуру, штампы…
+1