500 эскимо: день рождения Андрея Панина
Режиссер Карен Шахназаров однажды сказал о нашем сегодняшнем герое следующее: «В нем есть харизма, есть личность, есть внутренний конфликт. В глазах есть, не выкинешь. И потому его роли всегда притягивают. Даже те, в которых он вроде как повторяется».
Речь идет об Андрее Панине, которому сегодня, 28 мая, исполнился бы 51 год. В последнее время мы много о нем писали, и повод был самый печальный… 6 марта 2013 года Андрея Владимировича не стало: он был убит неизвестными пока преступниками — к такому выводу пришло следствие.
С вашего позволения, мы не будем сейчас писать традиционный обзор жизни и творчества по типу «родился, учился, дебютировал» и так далее. Лучше предоставим слово самому Андрею, который был большой мастер давать интервью.
Панин — поздняя ягода. Он поздно поступил в театральный, поздно начал сниматься… Почему?
«В школу-студию МХАТ я поступил в 24 года — это уже само по себе поздно очень. А к окончанию мне стукнул тридцатник — взрослый мужик уже. И после этого меня еще семь лет не снимали — у меня внешность «неснимабельная». Еще на первом курсе один очень известный режиссер мне честно сказал: «Будут проблемы! Ты непонятно какой типаж. Герой-любовник? Да не смешите мои ботинки. Комик? Слабый комик получается, далеко не Джим Керри. Бандит? Не дотягиваешь. Трагик? Социальный герой? Герой нашего времени? Да не сказал бы. Тебе сложно будет найти свою нишу». Как сказал, так оно и вышло». — Панин в разговоре с журналистом журнала «Интервью».
Андрей Панин в детские годы чудесные. «Папа у меня радиофизик, мама — учитель физики. Четко выстроенная семья, с правильными ценностями, абсолютно счастливая — все разложено по полочкам, все по правилам. У меня очень передовые родители — однажды подарили мне приемник, чтобы я спокойно мог слушать «Голос Америки» и запрещенную музыку. Так получилось, что они сами привили мне диссидентские взгляды…. Мама часто крутила мне диафильмы — я их запоминал, а потом компилировал из всех просмотренных фильмов один, но интересный. Рассказывал воспитательницам в садике: «И прискакал Иван-Царевич к пиратам за Золотой рыбкой»… Даже сестра у меня экономист. Откуда я такой лирик на всю голову взялся — ума не приложу.» — «Интервью»
Играет Шарика (собаку, да-) в Минусинском театре. В Москву же Панин поначалу ездил фарцевать — покупал джинсы и кроссовки, и перепродавал: «И как-то случайно между такими закупками я поступил во МХАТ. С четвертой попытки».
Первая заметная роль в кино — Морячок в «Мама не горюй»
«Мама не горюй-2»
«24 часа». «Кино – это всегда обман. Это же не документальное исследование. Конечно, некая база была, и режиссер был в курсе многих вещей из истории с Солоником, но ни о каком следовании биографии речь не идет. Роль в этом фильме была первой моей большой по объему актерской работой в кино«. — Из интервью «Правде»
В кадре с женой Натальей Рогожкиной
«Свадьба» «Семечки — занятие очень заразительное, особенно в перерыве между дублями на съемочной площадке. Но на дух непереносимое съемочной группой из-за суеверия. Ты бы видела, как меня на «Свадьбе» гоняли с этими семечками! Так я в итоге всю группу на них подсадил. И что? Приз в Канне и масса других приятных вещей. Вот и верь после этого в приметы!» — «Известия»
«Поцелуй не для прессы» «Я понятия не имел, что это Путин. Съемки неделю как идут, все на меня как-то странно косятся, а я не врубаюсь. Ну, политик и политик. Отношения с женой, мелодрама, мне интересно». — Из интервью «Известиям»
«Граница — таежный роман». «Очень часто меня позиционируют как «человека в форме». Говорят, что форма мне идет, хотя послужить в армии действительно не довелось. Дело не в роде занятий моего героя – интересно играть людей со сложной, неоднозначной судьбой. А разделять людей на хороших и плохих, военных и штатских я не люблю ни в кино, ни в жизни». — «Правда»
«Жена моя терпеть не может мою роль в «Границе». Я ей говорю: «Ну не знаю, мне Государственную премию за нее дали!»
«День полнолуния»
«Бригада». «Раз зритель ассоциирует меня со злодеем, так тому и быть. Со зрителем вообще спорить бесполезно, многие не могут отделить персонаж от личности актера, и с этим приходится мириться. Мне присылали письма с моей фотографией, где были выколоты глаза и «окровавлен» рот, и подписью: «Вот тебе, гад, за Сашу Белого!» — из «Интервью».
«Артист и мастер изображения»
«Ванечка» должен был участвовать в фестивале, который проводится под патронажем Церкви, так фильм не допустили, потому что там в одной сцене показывается женская грудь. Картина может сколько угодно говорить о гуманизме и человеческих ценностях, но если показали титьку — все, нельзя». — «Известия»
«Внук Гагарина» — режиссерский дебют Андрея. «Фестивальное ли это кино? Изначально позиционировалось, что да. Но вообще довольно странно, когда люди собираются и говорят: «Давайте сделаем спектакль, который на фиг никто смотреть не будет». А в кино такой жанр есть, арт-хаус называется, что звучит в устах прокатчиков уже практически ругательством. Потратить кучу денег, сил и сделать фильм, который никто не посмотрит. Это сильно! Но не понимаю. Поэтому «Внук Гагарина» – все-таки не совсем фестивальное кино». — Из интервью «Новым известиям»
«Водитель для Веры»
«Всадник по имени смерть»
«Это был достаточно странный материал. Фактически богоборчество – человек мнит себя равным Богу, по меньшей мере демиургом. Образ давался мне тяжело, отнимал много сил и времени». — «Правда»
«Морфий»
«Спартак и Калашников»
«Старшая жена»
«Утомленные солнцем-2» «Просто интересно было поработать с Михалковым. Он, наверное, все-таки самый успешный режиссер у нас. А кто еще? Практически любой его фильм имеет успех. Да не практически, а любой» — Из интервью «Новым известиям».
«Орда». «Меня не утвердили на главную роль митрополита Московского Алексия, которую в итоге сыграл Максим Суханов. А знаете, кто не утвердил? – Русская православная церковь. Резюме звучало приблизительно так: «При всем уважении к Андрею Владимировичу Панину у него слишком монгольский разрез глаз». Так вот, после этого Прошкин и предложил: «У меня там есть один монгол, будешь его играть? Роль, правда, не очень большая». Я согласился. И сыграл хана, который был убит в ходе заговора практически в начале фильма. Ну, сыграл и сыграл. Правда, в моем случае немножко переборщили с гримом, потому что среди окружавших меня артистов-якутов я выглядел китайцем. — Из интервью «АиФ».
«Высоцкий: спасибо, что живой»
«Жмурки»
«Кандагар»
«Моя безумная семья»
«Иллюзия страха»
«Искупление»
«Журов»
«Шерлок Холмс» — этот сериал нам покажут осенью
На съемках минисериала «Гетеры майора Соколова», который Андрей не успел закончить.
Создатели обещали завершить работу над ним в память об Андрее
Семья Андрея: жена Наталья Рогожкина, и сыновья Александр и Петр
Незадолго до смерти Андрея Наталья дала большое интервью «7 дням», в котором откровенно рассказала об их с Андреем жизни
“Он потрясающий папа! Я иногда говорю ему: «Андрей, в качестве мужа ты фигура довольно сомнительная. Но в качестве отца великолепен!» Это отец-счастье. И от общения с ним дети получают колоссальное количество щенячьего восторга. Потому что папа — сам ребенок, хулиган». — Наталья Рогожкина. В прежнем браке с экономистом Татьяной Французовой у Панина родилась дочь Надежда, которая живет сейчас в Америке.
Карен Шахназаров: «Что его отличает? Необыкновенная органика. И при этом — способность к острому рисунку. Он великолепен как в характерных ролях, так и в драматических. Причем в драматических всегда присутствует элемент острой характерности, а в характерных — внутренний смысл. Подтекст, содержание. Именно это сочетание, очень редкое, — его визитная карточка».
«Лично я себе в зеркале совершенно не нравлюсь — та фигня, которую я вижу в отражении, меня категорически не устраивает. На самом деле я гораздо выше, стройнее, чернобровее и благороднее — красивее, в общем. Приходится тому непонятному человеку в зеркале, которому я каждый день чищу зубы, показывать своё презрение и неудовольствие. Состроить ему рожу — лучший выход». — Андрей Панин.
«Если ты заигрался до такой степени, что абсолютно слился с персонажем, то лучше сразу в Кащенко. Так что раздвоения личности у меня не бывает» . — Дни.ру
«Еще в школе, когда меня вызывали к доске, я обожал кривляться, ерничал и все время кого-то изображал. Педагоги меня спокойно выслушивали и выносили вердикт: «Отлично, Панин! Молодец. Садись, два. Тебе бы клоуном быть или в кино играть!» Вот так и получилось». — «Интервью».
«После некоторых сценариев начинаешь просто тупить. К счастью, вырабатывается и некий опыт. По первым страницам понимаю: фуфло это или я где-то подобный сюжет уже видел. Вообще складывается впечатление, что некоторые наши телеписаки создают сценарии, будто конструктор «лего» складывают: из одних и тех же элементов, просто меняя их местами…» — Последнее интервью Панина («Аргументы и факты» от 7 ноября 2012 года)
«Я все время в депрессии. А женщины, кстати, по природе своей должны быть оптимистичны. Потому что более нужны природе. И поэтому они крепки спинным мозгом. И однажды я четко понял, что именно поэтому мужчина влюбляется в женщину, а женщина — в перспективы». — Дни.ру
«В свое время Грибов сказал, что в кино мы приносим с собой только то, что наработали в театре. За двадцать с лишним лет службы в театре я обзавелся достаточным количеством этих самых штампов». — Из интервью «Известиям».
«Никогда не брался за самостоятельное выполнение сложных трюков. Я вообще против этого, я – за узкую специализацию. В нашей стране достаточно много бед происходит по вине воинствующих дилетантов, которые берутся за все, что под руку попадает. Например, почему-то так принято, что, если ты мужчина, то обязательно должен уметь починить сантехнику. Разве это правильно? Как говорится, на все есть специально обученные люди». — «Правда».
«Порой мне кажется, что в нашей стране со времён Сталина ничего не изменилось. Ну, легче дышать стало – возможно. Но принципиальных различий я не вижу. Потому что в этой стране не повешен ни один коммунист. Нюрнберг номер два так и не состоялся. Поэтому под руководством всё тех же коммунистов в России всё продолжает распадаться и распадаться». — «Аргументы и факты».
«Я человек аполитичный. Всех призываю политикам не верить. Политика и мораль – вещи несовместные, как гений и злодейство. Я лично, как резидент по призванию и дезертир по поведению, не люблю ходить строем и петь хором. Даже в армии не служил. Чтобы отдавать честь по несколько раз в день? Да никогда!» — «Собеседник»
«Страшилки и боевики делать проще всего. Куда сложнее запечатлеть на целлулоиде жизнь человеческого духа. Как говаривал Олег Николаевич Ефремов, наша работа слишком эфемерна, мы строим воздушные замки на воздушном же песке. Каждый день приходится строить заново». — «Известия».
Могила Андрея на Троекуровском кладбище Москвы
Какая замечательная статья)спасибо) какой был актер!так жалко…..
Вы великолепны, а этот выпуск — шедевр.