500 эскимо: день рождения Андрея Краско
Бывают актеры плохие, бывают хорошие и даже очень хорошие, а еще бывают актеры УНИКАЛЬНЫЕ. Таких мало, но они, к счастью, были, есть и будут. Андрей Краско, которому сегодня исполнилось бы 56 лет и которого, увы, уж семь лет как нет с нами, один из этих немногих.
Как же так случилось, спросите вы, что настоящий успех и признание пришли к этому талантливейшему человеку только после сорока? Можно было бы сказать, что все дело в банальном невезении: Андрей, выпускник ЛГИТМиКа (курс Аркадия Кацмана и Льва Додина), уже успевший послужить по распределению в ТЮЗе Томска, получил большую роль в «Пацанах» Динары Асановой, но тут его… забрали в армию. И это всего за два месяца до 27-летия, когда он уже не подлежал бы призыву! Не повезло? Как сказать! Незадолго до призыва Краско блестяще сыграл главную роль в спектакле «Кукарача» по Нодару Думбадзе. На показе присутствовала комиссия, состоящая сплошь и генералов да полковников. Им не понравился участковый милиционер Краско — рукава закатаны, пуговица верхняя расстегнута… В-общем, образ, позорящий советскую милицию!
По возвращении из армии карьера у Андрея отчего-то не заладилась: «Тогда вообще был застой в кино. Я не дергался, работал, где мог — продавал книги, шил джинсы и куртки, «бомбил», на кладбище месил бетон для ограды. И диджеем был, дискотеки вел… Прошло немало лет, прежде чем я оказался перед кинокамерой».
Да и то, честно сказать, потому что сам напросился: шоферя на «Ленфильме«, Краско выторговал себе небольшую роль в «Улицах разбитых фонарей».
Эпизод из «Никудышной» (1980). «Так получилось, что все равно свой первый кинематографический опыт я получил у Динары. Она дала мне маленький эпизод в «Никудышной», и потом я просидел рядом с ней весь фильм — и на съемках, и на монтаже. А из-за этой армии, помешавшей мне сняться в «Пацанах», она до самой смерти с моим папой не разговаривала, потому что он меня не отстоял. Но никто не мог отстоять — ни родители, ни Асанова, ни театр, ни даже дурдом. Я был на военно-медицинской экспертизе и вышел оттуда с заключением, что призыв в армию мне категорически не рекомендован. Не помогло».
«Куда исчез Фоменко» — 1981 год
Шахтеры-близнецы в «Прорыве» Дмитрия Светозарова (1986) . Когда его пригласили в «Прорыв», Андрей служил в театре Димитровграда. Директор не захотел отпускать актера на съемки, и тот уволился.
В «Секретном фарватере» он тоже был, но даже в титры не попал
Бандит в «Лохе — победителе воды»
Охотник в «Псах» (1989) — и новая встреча с Дмитрием Светозаровым
Эпизод в «Фонтане». «Вова (сценарист Владимир Вардунас, одноклассник Андрея — Ирхен) писал для меня роли в сценариях «Праздник Нептуна», «Фонтан». И ни на одну режиссер Мамин меня не взял, — говорил Краско. — В «Фонтане» для меня было пять ролей, в результате же я снимался там в какой-то массовке».
«Конь белый» (1993)
Вор-карманник в «Улицах разбитых фонарей». Андрей тогда работал на «Ленфильме»… шофером. И вот там начали снимать «Улицы»: «Ну я и давай внаглую к ним напрашиваться. Роль мне все-таки дали, но эпизодическую, кто же главную доверит шоферу! Но все же удача ко мне пришла».
«Блокпост» — первую большую роль в кино Краско доверил Александр Рогожкин. Со съемок этого фильма Краско увез с сбой сувенир — краповый берет: «Военные посчитали, что я заслужил право иметь этот берет».
«Агент национальной безопасности»«Я как-то позвонил своему приятелю-сценаристу, который писал «Агента», и попросил придумать для меня роль. Он не раз это для меня делал, но режиссеры (сценаристы же в кино ничего не смыслят!) брали других актеров. Но здесь режиссером был Дмитрий Светозаров, у которого я уже в нескольких картинах снимался. Так и появился мой герой. Поначалу была идея сделать «агента» героем-одиночкой. Но любому супермену все равно нужен напарник, который вовремя позвонит, появится в последний момент. И этим человеком стал я».
«Его персонаж Краснов — этакий русский Швейк. Не очень далекий, не очень сообразительный, даже местами придурковатый. Но в то же время добрый и преданный делу человек. — Раасказывает Светозаров. — И вот идут съемки первых серий этой картины. Андрей едет делать очередной эпизод. По дороге останавливается в небольшом ресторанчике. Заказывает еду. И пока он ждет официанта с подносом, из-за соседнего столика к нему чуть ли не строевым шагом подходит седовласый мужчина в штатском. Представляется генералом одной из спецслужб и начинает активно хвалить работу Андрея в этом фильме: «Вы прямо в точку попали. Ваш герой — ну просто вылитые наши сотрудники!» Краско очень удивился, не выдержал и спросил: «Скажите, и много у вас в спецслужбах таких обормотов?» На что получил мгновенный ответ: «Да 90 процентов!»
«Он приходил на площадку с огромной кучей газет, журналов, неразгаданными кроссвордами. Кроссворды разгадывал с огромной скоростью, как счетно-вычислительная машина. Постоянно носил баночки с лекарствами — страдал астмой. В его одежде всегда было множество карманов. Такой забавный персонаж… вот так мы и прожили почти семь лет — время, пока снимался «Агент национальной безопасности». — Михаил Пореченков.
«Бандитский Петербург»
Эпизод в «Брате»
«Сестры» (2001)
«Убойная сила-3»
«Олигарх» (2002) «Играть там должен был Андрей Панин. Он уже начал сниматься, но что-то у него по срокам не получалось. Павел Семенович Лунгин решил его заменить… Я в это время снимался у Ивана Дыховичного. У меня был последний съемочный день. Приехал в гостиницу, стал собирать вещи домой, раздумываю: то ли до поезда в номере посидеть, то ли по городу погулять. И тут звонок: «Андрюша, сиди в номере, никуда не уходи!» Приехала ассистент режиссера Таня, которую я знал еще раньше.
— Вытаскивай серьгу из уха, едем.
— Куда?
— К Лунгину.
Приехали. Лунгин ко мне приглядывается. И второй режиссер. Марат Башаров рядом ходит, шутит. Я подумал, что будет какой-то эпизод, потому как они уже две недели снимали картину. Мне дали сценарий. Прочитай, мол, и вечером позвони. Лунгин еще спросил, могу ли я освободиться для съемок. Прочитав, я понял, что предложенная мне роль следователя — одна из главных. Несколько удивился. Позвонил, сказал, что она мне нравится. Съездил в Питер, уладил там все дела, что-то перенес, что-то отменил. И начал сниматься…»
«Линии судьбы» (2003) » «Необычную роль, совершенно для меня неожиданную, предложил сыграть Дима Месхиев. Мы с ним уже делали пару работ, небольших, правда. Работать с ним интересно, он профессионал, а я вообще люблю профессионалов (личные качества для меня менее важны). Чтобы я стал «настоящим азербайджанцем», мои волосы, брови, ресницы выкрасили в черный цвет, и я два месяца ходил в таком виде».
«72 метра» (2004) Говорят, во время съемок к Краско, отдыхавшему с коллегами в кафе, подошел морской офицер и обратился: «Товарищ капитан первого ранга, мне очень нравятся фильмы с вашим участием, можно попросить автограф?»
«АРРКЕСТРРР!!! «Прощание славянки!»
«Диверсант» (2004)
«Узкий мост»
«Брежнев» — Андрей сыграл парикмахера, брившего все политбюро
«Турецкий гамбит»
«У.Е»
С отцом в «Королевстве кривых». Андрей об отце как об актере:
«Мне очень нравятся некоторые его работы. Сейчас, в последнее время, к сожалению, не все спектакли смотрю. Не видел его Аракчеева в «Царственном мистике» и Меншикова в «Шуте Балакиревом». И бенефисный спектакль «Утоли моя печали». Зато в детстве по 24 раза ходил на спектакли, знал их наизусть. Папа — очень профессиональный актер. У него были замечательные работы. Одна из лучших, считаю, — «Играем Стриндберга» по Дюрренматту. И Кочкарев в «Женитьбе». А старые спектакли «Принц и нищий», «Продавец дождя»!.. Он хорош в фильме «Цветы календулы» Снежкина, хотя и в эпизоде снялся».
Колоритнейший мужик в трусах в «Питере FM»
«Сволочи» — фильм по повести Владимира Кунина вызвал весьма неоднозначную реакцию из-за своей тематики. Актеры, как бы там ни было, сыграли блестяще
«Про это кино мы договорились с Атанесяном (режиссер Александр Атанесян — Ирхен) раньше. Мы с ним никогда не работали, и мне было интересно. Он дал мне сценарий, я его прочитал, мы поговорили про то, что я прочитал, про то, что мы хотим сделать, про то, кто будет партнером. Кажется, не бывает такого, чтобы все сошлось одно к одному — сюжет, герой, режиссер и партнер. А здесь сошлось!»
«Я остаюсь» — последняя роль Краско
Сериал «Ликвидация» — на его съемках Андрея не стало — 48-летнего артиста подвело сердце. Уже отснятые сцены с его участием были удалены. Предназначавшуюся ему роль Филмы Полужида сыграл Сергей Маковецкий
Андрей в детстве босоногом. Краско родился в Ленинграде 10 августа 1957 года в семье студента Ленинградского театрального института и будущего народного артиста России Ивана Ивановича Краско и школьной учительницы Киры Васильевны Петровой.
На театральных подмостках Андрей Иванович «дебютировал» в 2 года: во время спектакля, увидев на сцене отца, он спрыгнул с маминых коленей и побежал здороваться с папой)
«Мы дружили, учились в одном классе, жили в одном доме. Однажды пошли на болото, оно было неподалеку от нашего дома, и ходить туда, конечно, запрещалось. Мы выпачкались, как поросята, и боялись, что от матерей попадет. Тогда я предложил Андрею: вставь в штаны фанерку. Мать шлепнет, а тебе не больно! Он так и сделал. Пришел домой, мама его действительно шлепнула. Почувствовала что-то жесткое — вытащила картонку и расхохоталась. Так вот ему удалось избежать наказания». — Одноклассник и друг — сценарист Владимир Вардунас.
Первая роль — Зайчик-))
И в юности прекрасной
Семья. С отцом Иваном Краско
Дети. У Андрея двое сыновей Ян (Иван) от второй официальной жены Мириам Александрович и Кирилл от гражданской супруги Маргариты Звонаревой. Есть также дочка Алиса от Каролины Поповой.
«Не хочу ничего сказать плохого про всех своих женщин — всегда считаю виноватым себя».
Просто Краско
«Я вообще такой человек, которого очень сложно загнать в какие-либо рамки. Я живу по своим правилам, а в армии все должны существовать по общим. У меня с этим всегда были нелады и до сих пор остаются. Скажем, я очень люблю курить. Всю жизнь этим занимаюсь, и это одно из последних удовольствий, которое у меня осталось в жизни. А курить разрешают не везде. Поэтому у меня даже в договоре написано, что в машине, которая доставляет меня на съемочную площадку, можно курить. Я внес этот пункт после того, как однажды в Краснодаре водитель мне этого не разрешил. Я просто вышел и попросил найти мне другую машину».
«У меня привычка практически сразу переходить на “ты”. Но если мне человек не нравится, то я его буду называть по имени-отчеству».
«Не могу ненавидеть тех, кто меня предал, — это их собачье дело. Просто эти люди становятся мне безразличны. Образно говоря, иду я, скажем, по берегу реки, и этот человек тонет: я, конечно, протяну руку и вытащу его, но помогать отжимать белье уже не буду. Я ценю искренние и естественные отношения. Зачастую люди носят маски, за которыми удобно прятаться, и вот, когда они бывают самими собой, — это самое ценное».
«Не люблю глупости человеческой. Иногда могу потерпеть недолго, если от глупого человека что-то зависит. А так, не буду с ним общаться, пошел в задницу. Не люблю еще всяких собраний, демонстраций и прочих скоплений народа. Мне всегда не нравилось находиться среди зрителей на стадионах или в больших залах. Там присутствует стадное чувство, а оно меня никак не привлекает. И официальные тусовки посещаю очень редко. Понимаю: для того, чтобы зарабатывать деньги, иметь приглашения и популярность, надо тусоваться, но я считаю: кому надо, тот и так меня найдет».
«Порой приходилось сниматься только из-за денег. Да, купить квартиру, машину, дачу тоже хотелось… Но зачастую хотелось просто есть! К сожалению, как показывает опыт, деньги, которые ты за свою халтуру получил, впрок не идут. От этих денег тошно. Есть старая байка про Анатолия Папанова и знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. Хейфиц увидел Анатолия Дмитриевича в каком-то ужасном фильме и поинтересовался: «Зачем же вы снялись в таком кино?» А тот ему ответил: «Понимаете, квартиру купил. Жена люстру хочет». Хейфиц до конца жизни мучился, вспоминая эту историю: шутил Папанов или правду сказал? Вот и я очень много снимался «за люстру»…
«Андрей слишком много работал. На все сил не хватало. Так и не успел организовать свой быт: купил участок — дом построил наполовину, приобрел машину — расплатился наполовину. Он вообще сделал только половину того, что мог». — Андрей Ургант.
С тезкой Андреем Паниным, тоже, увы, ныне покойным(((
Могила Краско в Комарове
А закончим мы, с вашего позволения, незабвенным монологом командира «Славянки» Геннадия Янычара о великом и могучем русском языке
Отличный актёр, к сожалению таких мало, ужасно что загнал и угробил себя своими руками практически(
Статья великолепная! С огромным удовольствием читаю ваши статьи в этом стиле. Вот недавно про Эдиту Пьеху тоже замечательная статья была! Со старыми фотографиями, душевными воспоминаниями… Большое спасибо за такие хорошие материалы! Пишите именно их побольше!
прекрасный актер, жаль, что ушел в расцвете сил(
Один из немногих людей, в реальной жизни мне не знакомых, по кому я плакала после смерти, надеюсь, там, где он сейчас, ему намного лучше, чем было на земле…
Прекрасный актер! Очень жаль, что ушел рано, как только-только его актерский карьерный рост стал отлаживаться:(
последний эпизод…..плакала…еще я сама из Севастополя,все что происходило тогда,Краско действительно сыграл гениально!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Царствие Небесное!!!Гениальный актер!
странно, а почему вчера не было 500 эскимо? я ждала на пост о Уитни Хьюстон, которой 9.08.13 исполнилось бы 50 лет..