«Невероятная жизнь Уолтера Митти»: Бен Стиллер рассказал о своем новом фильме
Ветеран кино и телевидения, актер, режиссер, продюсер и сценарист Бен Стиллер решил создать новое творение с надеждой на то, что это станет чем-то значащим – фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — современный римейк классической истории Джеймса Тербера 1939 года о мечтателе, который уходит от рутинной жизни в свои вымышленные приключения.
Первый фильм по этой истории был снят в 1947 году, и мечта переснять его была у Стиллера давно. Судя по трейлеру, Бен снял не то, что от него ожидали, в хорошем смысле этого слова. Об этом говорит и сам режиссер/актер.
— Сюжет нового фильма немного отличается от первого. Это было сделано специально?
— Шли разговоры о римейке старого фильма, но я не думал, что эти планы реализуются. В этой истории столько потенциала для кино: как кто-то проживает свою жизнь в своей голове. Да и сама идея о парне, который просто мечтатель. Мне показалось это захватывающим, что история на 2,5 страницы стала частью нашей культуры. Сценарист Стив Конрад посмотрел на эту историю под своим углом: не только на юмор и идею мечтателя, но и на то, как опыт из реальной жизни переносится на его мечты и как он вынужден жить в реальности. Для него было интересно понять, кто же этот парень, почему он мечтатель и что внутри него.
Когда я читал эту историю, мне понравился эмоциональный уровень. Это меня захватило. Он очень талантливый писатель, сценарист. Он душевный и лирический, но у него забавное, циничное и даже черное чувство юмора, и мы просто нашли связь, и пришли к общему видению фильма. Мы решил сосредоточиться больше не внутренних путешествиях Уолтера Митти, чем на его внешней жизни, и как этот опыт помог ему расти как личности.
— Вы говорите, что история очень современна. Но ведь она была написана еще в 1939 году, прошло уже почти 70 лет. Что, по-вашему, делает историю вечной?
— Этот парень нашел выход: он живет в своей голове, не может самовыражаться, это его воображение выражает чувства внутри него. Эту идею люди могут применять во многих сферах своей жизни. Когда я читал оригинальный сценарий, около 8 лет назад, я был в особом периоде мой жизни, когда ты понимаешь, что твоя жизнь проходит и проходит мимо. В молодости все намного больше восхищает, потому что ты еще смотришь в будущее. Ноя Баумбах пришел к этому в своем фильме «Гринберг», но в более темном свете – эта идея осознания, где ты в этой жизни, или мысли о том, где твоя жизнь может быть. Именно это может зацепить людей, и это было интересно мне.
Самое интересное, что Стив Конрад придал этому фильму, это отсутствие конкретного временного отрезка. Непонятно, когда это происходит. Люди существуют в реальности, но это может быть метафорично. Я хотел бы, чтобы все, что происходит в кино, происходило в реальности.
— Поговорим об актерском составе. Вы снимались вместе с Кристен Уиг, Адам Скотт, Шарли Маклейн, Шон Пенн… Каково было работать с ними и как актер, и как режиссер?
— Было захватывающе. Кристен в фильме была очень важна, потому что девушка Уолтера должна быть близкой людям, они должны найти с ней связь и понять, почему он хочет быть с ней, хоть он ее фактически не знает. Думаю, она смогла передать это ощущение, она очень естественная актриса. И это забавно видеть, как актеры делают то, что ты раньше не видел. Кристен великая актриса.
А Шон Пенн, как и например Роберт Де Ниро, всегда забавно смотрятся в серьезных ролях. Они принимают юмор как часть реальности. Я люблю это, почему и пригласил Шона в кино. С ним и Ширли Маклейн получился такой фундамент, который заставляет людей поверить в то, что происходит. Для меня Ширли одна из тех актрис, кто играл в шикарных фильмах. Ее дух, то, как она играла мать Уолтера – это великолепно. Думаю, она еще делала то, чего давно не делала – в плане своего персонажа. Такая невинность и такое острое чувство юмора.
Адам Скотт – великий актер, серьезный и веселый, я давно хотел с ним поработать. И с Паттоном Освальдом тоже было приятно работать – мы давно дружим и у него отличный дух.
— Вы также и продюсер фильма. Я знаю, что создатели фильма, даже если у них не один Оскар за плечами, всегда считают очень тяжелой свою работу и начало создания нового фильма. Словно начинать все с нуля. С какими вы вызовами сталкиваетесь как ветеран киноиндустрии?
— Это правда. Каждый, кто делает кино, понимает, насколько это тяжело – на любом этапе. В каждом фильме есть свои вызовы. Для нашего фильма вызов был в том, что это нестандартное кино. Это было ясно, начиная со сценария Стива и его желания переснять историю, но не просто, а по-своему. Это и определило все. Мы прошли долгий путь, прежде чем дали фильму зеленый свет. На каждом этапе мы останавливались и думали, как сбалансировать комедию и драму, как удержаться в жанре и что ожидает увидеть зритель.
Кроме того, неважно, какой сложности фильм и какой у него бюджет – 6 или 600 миллионов, это всегда вызов. Не скажу, что я делал 600-миллионный фильм, но все же. Почти 70 процентов съемок проходили не на студии. Мы были в Исландии, у нас был жесткий график, и нам повезло с погодой, а она очень переменчива. На пару дней мы все-таки останавливали съемку из-за шторма.
— Как прошла презентация фильма на кинофестивале в Нью-Йорке? Вы, наверное, чувствовали себя как дома, так как выросли здесь.
— Да, я был очень взволнован. Тем более, это нью-йоркское кино. Кроме Исландии, фильм снимался как раз в Нью-Йорке. Я здесь вырос – на верхнем Вест-Сайде и сам фестиваль буквально на пару лет старше меня. Как для режиссера – представлять свой фильм наряду с другими известными режиссерами, которыми ты восхищаешься, это большая честь. Я не мог о большем мечтать для премьеры своего фильма.