Вячеслав Кантор о будущем договора СНВ-3
Вячеслав Кантор, президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, не сомневается в необходимости налаживания диалога между двумя ведущими ядерными державами – США и Россией. Об этой позиции Вячеслав Кантор неоднократно заявлял в ходе мероприятий по ядерному нераспространению и сокращению вооружений. В частности, свою оценку настоящего положения дел в этой сфере Вячеслав Кантор выразил на прошедшей в конце марта 2017 года презентации книги «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм», подготовленной экспертами Люксембургского форума совместно с представителями американского фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы».
Выступая перед собравшимися журналистами, президент Люксембургского форума подчеркнул, что, несмотря на какие бы то ни было разногласия между Россией и США, нераспространение ядерного оружия и сокращение ядерных арсеналов останется одной из главных сфер взаимодействия двух держав. Прежде всего это исторически сложившаяся ситуация: именно США и СССР были инициаторами программы ядерного нераспространения и заложили основы стремления к безъядерному миру. Более того, обе страны остаются лидерами в данной сфере как по количеству ядерных вооружений, так и по технологиям, связанным с этой отраслью, включая системы контроля, отслеживания и утилизации ядерных материалов.
В связи с этим Вячеслав Кантор высказал свою обеспокоенность по поводу заявления нового президента США Дональда Трампа о невыгодности для страны действующего договора СНВ-3 (Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений), подписанного в 2010 году президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. По мнению Вячеслава Кантора, такие заявления свидетельствуют о том, что президент США недостаточно понимает важность и основные принципы стратегической стабильности, паритета, а также необходимости предсказуемости в этой сфере. Сфере, которая, по мнению эксперта, является ключевой для международной безопасности.
Вячеслав Кантор подчеркнул, что именно паритет и невозможность нанести первый удар безнаказанно со стороны любой ядерной страны был и остаётся основой стратегической стабильности в мире, которая продолжается уже полвека. Договор СНВ-3 в настоящее время даёт именно взаимную уверенность в дальнейшем выполнении этих принципов, он ограничивает ядерные арсеналы обеих сторон и при этом позволяет им досконально знать количественные и качественные характеристики ядерного вооружения друг друга, а также перспективы развития ядерных программ. В частности, как подчеркнул Вячеслав Кантор, Россию ежегодно посещает до 18 инспекций с доступом к необходимым объектам, и аналогичная программа действует в отношении США.
Такая прозрачность, уверен Вячеслав Кантор, необходима, поскольку она гарантирует стабильность. Напротив, если державы не будут знать о потенциале противника и реальном положении дел в этой сфере, то в целях безопасности этот потенциал всегда будет преувеличиваться. В свою очередь это приведёт к увеличению собственных арсеналов для компенсации, а тут уже рукой подать до новой неконтролируемой гонки вооружений.
Справедливости ради, заявление Дональда Трампа вызвало критику даже в самих США, в том числе в Пентагоне. За соблюдение соглашений выступила также Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Федерика Могерини: по её словам, соглашение между США и Россией служит залогом мира в Европе.
В декабре 2016 года на заседании наблюдательного совета Международного Люксембургского форума Вячеслав Кантор также поднимал тему договора о СНВ-3 и тех трудностях, что возникли на пути его исполнения. Вячеслав Кантор тогда подчеркнул, что с точки зрения предотвращения гонки вооружений может быть целесообразно продлить действие договора на пять лет – с 2021 года до 2026 года. В качестве альтернативы, и альтернативы более выгодной, эксперт высказался за принятие нового Договора о СНВ-4, что позволило бы сторонам сохранить устойчивый стратегический баланс и при этом сэкономить затраты, которые потребовались бы для поддержания уровня вооружений, оговоренного в Пражском договоре. Однако в том, что Договор необходим, Вячеслав Кантор остаётся непреклонным.