Вячеслав Моше Кантор: чем опасен антисемитизм?
Антисемитизм как общественное явление по степени своей угрозы для социума и отдельных людей выходит далеко за рамки исключительно «еврейской проблемы», убеждён Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса. Более того, наблюдая рост антисемитских настроений в самых различных частях Европы, Вячеслав Моше Кантор в своём определении этой угрозы неизменно называет её одним из главных вызовов для современной Европы – не только в плане морали, нравственности, общественного мнения, но и в разрезе безопасности, в том числе безопасности глобальной. В здоровом демократичном обществе не должно быть места ненависти к кому бы то ни было, точно также и антисемитизма не должно быть в общественном пространстве, говорит Вячеслав Моше Кантор, и с ним трудно не согласиться. Особенно если учитывать тот довод, что антисемитизм, как и любая форма нетерпимости и притеснения, это прежде всего удар непосредственно по открытости и демократичности общества, что долгие годы являлось определяющим для Европы.
Антисемитизм, тем не менее, постоянно присутствует как в наблюдениях социологов и исследователей, так и в отчётах и сводках правоохранительных органов. За годы он меняет формы своего проявления, от случаев агрессии и непосредственно преступлений против евреев, до нападок на их собственность, а также антисемитизма институционного, который звучит из уст общественных и политических деятелей и тем самым закрепляется в сознании обычных граждан как нечто допустимое и повседневное. Сильный всплеск антисемитизма последовал и за волной миграции в страны Европы, что привело к появлению большого количества замкнутых национальных сообществ, где, несмотря на демократические нормы, продолжались привычные религиозные и экстремистские проповеди, наполненные ненавистью к тем или иным идеологическим «противникам». Именно борьба с подобными идеологиями и их распространением в обществе должна стать ключевой в борьбе с антисемитизмом и нетерпимость в целом, убеждён Вячеслав Моше Кантор.
«Я всегда был и буду убеждён, что нет демократии без толерантности и плюрализма мнений, — говорит Вячеслав Моше Кантор. – Но вместе с уважением к этим ценностям не должно быть терпимости к нетерпимости». Будь это преступления на почве ненависти или другие проявления антисемитизма, это должно одинаково строго преследоваться по закону. В отдельных случаях – даже строже. «Проявления нетерпимости необходимо незамедлительно распознавать, а наказание на насаждение ненависти должно быть даже более суровым, чем за какое-либо преступление, — убеждён Вячеслав Моше Кантор. — В противном случае, мы покидаем территорию демократии».
При этом Вячеслав Моше Кантор всегда подчёркивает, что антисемитизм – лишь одна из форм нетерпимости, которая примечательна тем, что является одной из самых распространённых и, увы, привычных для Европы форм нетерпимости. Однако по этой же причине именно антисемитизм может служить бесспорным показателем растущего градуса напряжения в обществе, постепенного распространения радикальных настроений и агрессии, что впоследствии будет ударом по всем. У борцов с антисемитизмом есть и самый страшный исторический пример такого печального развития событий: проигнорированный антисемитизм нацистского правительства в Германии в начале XX века привёл к самой страшной и кровопролитной войне новейшей истории мира. Антисемитизм как форма ненависти опасен прежде всего именно тем, что является формой ненависти. А ненависть ведёт к преследованиям, преступлениям и другим последствиям, одинаково страшным для всех граждан. Так, говорит Вячеслав Моше Кантор, радикальные исламисты и террористы представляют не меньшую угрозу для добропорядочных мусульман, как и для других национальностей и вероисповеданий, и борьба с подобными идеологиями, пропагандирующими ненависть, должна быть такой же всеобщей, как и их угроза.